Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе»



Актуальность обучения по программе обусловлена требованиями нормативных документов, которые обязывают вести воинский учет все организации, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и численности персонала. Даже если на предприятии нет военнообязанных - ежегодные отчеты должны представляться. Персональную ответственность за организацию и ведение воинского учета несет руководитель. Категория слушателей: к освоению программы допускаются лица, имеющие среднее и высшее профессиональное образование – специалистов кадровой службы ведущих воинский учет в организации. Выдаваемый документ: в случае успешного прохождения итоговой аттестации слушателю выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации. Срок освоения программы 72 часа (2 недели) Форма обучения – заочная, с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Цель обучения по программе: совершенствование компетенции и (или) получение новой компетенции по планированию, проведению и организации работ по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в соответствии с нормативными требованиями. Задачи программы: - сформировать представление о законодательной и нормативно-правовой базе мобилизационной подготовки в Российской Федерации; - изучение основ по организации воинского учета граждан, пребывающих в запасе; - изучение основ по организации бронирования граждан, пребывающих в запасе. Программа включает в себя изучение следующих разделов: 1. Понятие воинского учета. 2. Организация работы по обеспечению воинского учета и бронирования в организациях. 3. Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях. 4. Проверка состояния работы по бронированию граждан, прибывающих в запасе. 5. Порядок работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе. 6. Обеспечение защиты государственной тайны. 7. Обеспечение безопасности персональных данных при обработке в информационных системах. В результате освоения программы слушатель должен знать: - нормативные правовые акты и методические документы в области обеспечения воинского учета и бронирования в организациях;

В результате освоения программы слушатель должен знать: - нормативные правовые акты и методические документы в области обеспечения воинского учета и бронирования в организациях;

- основные положения, цели и задачи по организации ведения воинского учета в организациях; - порядок организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе; - документационное обеспечение деятельности в области ведения воинского учёта, бронирования и оповещения граждан; - порядок работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе; - обеспечение защиты государственной тайны; - обеспечение безопасности персональных данных при обработке в информационных системах. уметь: - разрабатывать документы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе; - вести учет и отчетность по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе; - организовать и практически осуществляет планирование работы по осуществлению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе; - проводить анализ состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и качество проводимой работы. Нормативно-правовые основы разработки программы Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам". Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете". Виды аттестации и формы контроля. Оценка качества освоения программы включает текущий контроль знаний и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль для слушателей предусмотрен в форме ответов на вопросы, выполнения заданий для самопроверки и самоконтроля и выполняется по желанию слушателя. Итоговая аттестация по программе заключаются в проведении зачета, в форме тестирования, проводимого с использованием дистанционных образовательных технологий.


Бронирование граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации (подготовлено экспертами ООО ПЕРСЕЙ, 2022 г.)


сентябрь 2022 г.


См. справку Мобилизация 2022
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ) бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки (п. 2 ст. 23 Закона N 31-ФЗ).

Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются Законом N 31-ФЗ и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Какими нормативными актами регулируются вопросы бронирования?
К таким документам относятся:
- Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 13.03.2007 N 328 "Вопросы организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас";
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете";
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, от 11.07.2017);
- Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 N 156 "Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях";
- Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 N 664с);
- Методические рекомендации по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждены постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017).
Большая часть этих документов имеет пометку "Для служебного пользования" и предоставляется организациям по письменному запросу с обоснованием необходимости в пользовании данным документом. В свободном доступе такие нормативные акты отсутствуют.
Кто занимается бронированием?
Руководство работами по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в РФ осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
Методическое руководство и организацию работ по учет и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в каждом конкретном населенном пункте осуществляют Комиссии, образованные в органах местного самоуправления (см, например, информацию о Комиссии г. Красноярска по бронированию граждан, пребывающих в запасе; Городской комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе г. Березняки Пермского края, Районной комиссии Кировградского городского округа по бронированию граждан, пребывающих в запасе, Районной комиссия по бронированию граждан Басманного района г. Москвы, Районной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Центрального района г. Санкт-Петербурга.
Все организации, зарегистрированные на территории населенного пункта, должны состоять на учете в местной Комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе.
Организация работы по бронированию на предприятиях
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется по перечням должностей и профессий, утвержденным Постановлением МВК N 140 от 22.12.1999. Этот документ также носит закрытый характер и предоставляется организациям вместе с Методическими рекомендациями по бронированию по письменному запросу с обоснованием необходимости в пользовании данным документом.
В самой организации приказом руководителя назначаются специальные работники, ведущие воинский учет и бронирование граждан, также определяются их персональный состав и функциональные обязанности. При этом проект такого приказа руководителя организации согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) разрабатываются (ведутся):
- Приказ организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, который согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).

Военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации состоят на специальном воинском учете.

Порядок и сроки представления отчетности по бронированию граждан, пребывающих в запасе, регламентируется Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 N 664с). Данный документ имеет пометку "для служебного пользования" и отсутствует в свободном доступе.

Вместе с тем, из информации, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления, следует, что при ежегодной сверке учетных данных все организации, расположенные на территории муниципального образования, обязаны предоставлять в местную Комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе, следующие отчетные документы:
- карточка учета организации (форма N 18);
- отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма N 6);
- сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время в организации (форма 19).

Перечисленные документы заверяются печатью и подписью руководителя организации и являются основными ежегодными документами о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе и обеспеченности организаций трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время.

Порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе

В организации составляется список (перечень) забронированных работников, заполняемый в свободной форме, с указанием ФИО, должности или профессии, заверенный подписью руководителя и печатью.
Далее список (перечень) передается на утверждение в местную Комиссию по бронированию или военный комиссариат, в зависимости от полученных организацией Методических рекомендаций.
Утвержденный список (перечень) забронированных работников вместе с документами воинского учета (военные билеты, личные карточки и т.д.) передается в военный комиссариат по месту нахождения организации.
Военный комиссариат выдает на каждого сотрудника форму 4, состоящую из извещения, содержащего информацию о постановке гражданина на специальный учет, и удостоверения, подтверждающего отсрочку.
Таким образом, бронирование граждан, пребывающих в запасе (иными словами - отсрочка от мобилизации) оформляется специальным удостоверением. Его реквизиты вносятся простым карандашом в п. 7 формы 10 по специальному воинскому учету.

Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя и при объявлении мобилизации передаются забронированным сотрудникам.

При аннулировании отсрочки по различным основаниям (например, истечение срока, на который она предоставлена, или увольнение работника) работодатель обязан в 5-ти дневный срок сообщить об этом в военкомат.
При аннулировании отсрочки отметки в личных карточках также аннулируются, удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения.

Кто не подлежит бронированию?

Перечень категорий сотрудников, не подлежащих бронированию, определен "закрытой" Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, о которой упоминалось выше.
Вместе с тем, в некоторых документах можно обнаружить упоминания о таких работниках (см., например, приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13.05.2019 N 95 "Об утверждении Инструкции по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации").
К таким работникам относятся:
- не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии и зачисленные в запас по достижении ими возраста 27 лет;
- работающие водителями транспортных средств, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы;
- предназначенные в специальные формирования;
- заключившие контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве до прекращения действия контракта.
Полный перечень работников, не подлежащих бронированию, можно получить в военном комиссариате или территориальной Комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Photo credits: Nicola Albertini

All photo and video materials belong to their owners and are used for demonstration purposes only. Please do not use them in commercial projects.
Made on
Tilda